СТАТЬИ

МАРОККАНСКАЯ МОЗАИКА ЗЕЛЛИДЖ: СЕКРЕТЫ ТРАДИЦИОННОГО РЕМЕСЛА

Рассказываем об истории тысячелетнего искусства, ставшего одним из визитных карточек марокканской культуры, о ручной технологии изготовления и значении узоров знаменитой мозаики

Путешествуя по Марокко, во всех мечетях, медресе, дворцах или риадах вы будете видеть прекрасные образцы мозаики, без которой невозможно представить ни один марокканский интерьер. Хитроумные сплетения ее узоров завораживают яркими цветами и геометрическим совершенством. Разглядывать марокканскую мозаику можно бесконечно: каждый орнамент и каждый кусочек уникальны и наполнены теплом рук талантливых ремесленников. Невозможно удержаться от того, чтобы провести рукой по ее гладкой прохладной поверхности с шершавыми прожилками цемента, представляя сколько труда было потрачено на ее создание.


Прогуливаясь по медине Феса или Марракеша, обязательно загляните в мастерскую ремесленника и понаблюдайте за процессом создания мозаики. Его трудоемкость не может не впечатлять. Здесь же можно полюбоваться готовыми изделиями - мозаичными столиками, фонтанами и панно - и даже заказать марокканскую мозаику с доставкой в вашу страну!

Путешествуя по Марокко, во всех мечетях, медресе, дворцах или риадах вы будете видеть прекрасные образцы мозаики, без которой невозможно представить ни один марокканский интерьер. Хитроумные сплетения ее узоров завораживают яркими цветами и геометрическим совершенством. Разглядывать марокканскую мозаику можно бесконечно: каждый орнамент и каждый кусочек уникальны и наполнены теплом рук талантливых ремесленников. Невозможно удержаться от того, чтобы провести рукой по ее гладкой прохладной поверхности с шершавыми прожилками цемента, представляя сколько труда было потрачено на ее создание.


Прогуливаясь по медине Феса или Марракеша, обязательно загляните в мастерскую ремесленника и понаблюдайте за процессом создания мозаики. Его трудоемкость не может не впечатлять. Здесь же можно полюбоваться готовыми изделиями - мозаичными столиками, фонтанами и панно - и даже заказать марокканскую мозаику с доставкой в вашу страну!

Марокканский фонтан с мозаикой

История

Название мозаики зеллидж (зеллиж) происходит от арабского "зеллижа", что означает "гладкий, полированный камень". Арабские мастера Магриба взяли за основу искусство греко-римской мозаики, однако значительно упростили технологию: вместо полированных кусочков камня они решили делать ее элементы из цветной керамики.

Мозаику зеллидж впервые стали делать в Марокко в испано-мавританскую эпоху в X в. В подражание римскому и византийскому стилю, она имела бело-коричневые тона.

На протяжении последующих четырех веков технологии ее создания постепенно совершенствовались. Главным центром ее производства стала испанская Севилья, а одним из лучших образцов этого искусства до сих пор является дворцовый комплекс Альгамбра в Гранаде (XIV в). С XIV в., при династии Меринидов, она приобретает настоящую популярность в Марокко, становится символом роскоши и непременным атрибутом всех дворцов, хаммамов, фонтанов и надгробий.

Развитие цветовой гаммы мозаики происходило постепенно. После белого и коричневого появляются синий, зеленый и желтый. В XVI в. развивается Тетуанская школа, которая использует лазурный, бледно-голубой, желтый, коричневый и белый цвета. Красный появился позже всех: его стали использовать только в XVII веке. Вплоть до XX века для создания эмалей использовались натуральные пигменты. Так, например, для создания белой эмали использовали кальцин (смесь оксидов свинца и олова), смешанный в воде с кварцевым песком. Для синей эмали использовали импортированный порошок смальты. Желтый получали из местной железной руды группы лимонитов. С расширением палитры цветов усложнялись и узоры.

Искусство мозаики распространилось по территории всего Марокко и Андалусии, гораздо реже можно увидеть ее на территории Алжира и Туниса. Техника ее изготовления попала из Севильи в Португалию, где получила название "азулежо" и превратилась в расписные изразцы бело-голубых цветов.

Сегодня главными центрами искусства зеллидж в Марокко являются Фес, Мекнес и Марракеш. Оно по-прежнему актуально не только в украшении домов, но и в монументальной архитектуре. Последний выдающийся образец марокканской мозаики - это мечеть Хасана Второго в Касабланке, построенная в 1991 году. Ее мотивы вышли из архитектурного пространства и перекочевали на экраны телевизоров в виде логотипов, на рекламные биллборды, посуду и мебель.
Мозаичный патио марокканского риада

Узоры и мотивы

Как известно, ислам запрещает изображать людей и животных, поэтому орнаменты мозаики в Марокко и других странах мусульманского мира всегда были исключительно геометрическими. Такое искусство в высшей степени универсально и понятно всем, вне зависимости от культуры и языка: оно не рассказывает историю, не выражает чувств, не имитирует природу. Узоры зеллидж всегда были результатом математических расчетов.

Существуют несколько основных форм элементов мозаики: квадрат, восьмиугольник, звездочка, крестик и другие. Каждая из них имеет множество вариаций и разные размеры. Таким образом набирается несколько сотен элементов, каждый из которых имеет свое название. Из них создаются узоры, которые также имеют свою классификацию. Для описания бесконечного богатства элементов и мотивов есть целые энциклопедии!

Один из базовых орнаментов зеллидж - это звезда, которая может иметь разное количество лучей: 12, 20, 48 и даже 96. Вокруг центральной звезды могут располагаться более мелкие звезды, а пространство между ними заполняется повторяющимися мотивами. Каждый тип орнамента имеет множество вариаций в зависимости от используемых цветов, размера центрального элемента и формы промежуточных (кант, связка, "фонарики"...). Помимо звездообразных орнаментов есть еще соты, шахматная доска, ступеньки, паутина.

Абстрактные упорядоченные узоры мозаики придают формальности официальным и религиозным зданиям и вызывают ощущение глубокого спокойствия и отрешенности от хаоса внешнего мира. Повторение до бесконечности геометрических форм располагает к медитации, а гипнотическая сила мотивов напоминает о божественном величии. Этот мир абстрактных форм, цветов и ритмов словно прославляет красоту и гармонию Вселенной.

Как делают марокканскую мозаику

Технология создания мозаики практически не изменилась за последние 7 веков. Процесс ее производства является полностью ручным и невероятно трудоемким.

Секреты изготовления зеллидж передаются из поколения в поколения в семьях ремесленников, и обучение ему начинается с детства. В 1993 г. Марокко подписало Международную конвенцию о защите прав ребенка, и практика обучения ремеслу детей была прекращена. Сейчас молодые люди в Марокко могут научиться этому мастерству в одной из 58 ремесленных школ страны.

Перед началом работы мастер (араб. мааллем) создает дизайн будущей мозаики и чертеж, по которому будут выкладываться ее кусочки. Сегодня для создания узоров нередко используются компьютерные технологии.

Первый этап работы - это производство небольших плиток из терракоты (обожженной светлой глины) толщиной около 2 см и размером 10х10 см, покрытых разноцветной глазурью. Центрами ее производства являются Фес и Мекнес, поскольку именно там добывается подходящая глина с особым минеральным составом. Летом ремесленники занимаются формированием и сушкой плитки, а в холодное время года - эмалировкой, обжигом и резкой. После этого ее продают в ремесленные мастерские по всей стране.

В каждой мастерской работают как минимум 2 подмастерья и мастер-мааллем. Первый подмастерье наносит на терракотовую плитку с цветной глазурью контуры элементов при помощи специального трафарета и деревянной палочки. Второй подмастерье выбивает из плитки кусочки разной формы при помощи молотка с заостренным концом. Окончательную обработку каждого кусочка делает мастер. Он подравнивает края и стачивает их под углом с обратной стороны. Это очень тонкая работа, ведь кусочки имеют маленький размер и сложную форму. Затем мастер выкладывает их на землю лицом вниз согласно чертежу и заливает цементом в специальной рамке. Нужно быть очень внимательным, чтобы не допустить ошибку с цветами и узором, ведь один неправильно уложенный элемент может погубить целую неделю работы!

Вплоть до середины XX века кусочки мозаики монтировали прямо в стену, пока один из мастеров не придумал более эффективную технологию сбора мозаики в отдельное панно. Ее стали собирать в рамке на полу, заливать цементом, а затем уже монтировать в стену.
Первый этап работы: разметка элементов мозаики на глазированной терракотовой плитке по трафарету
Фото: Денис Коновалов
Второй этап: подмастерье выбивает молотком кусочки мозаики из плитки
Фото: Денис Коновалов
Готовые элементы мозаики
Фото: Денис Коновалов
Третий этап: каждый кусочек вручную обтесывают под углом с обратной стороны, чтобы оставить место для цементной заливки
Фото: Денис Коновалов
Необходимо изготовить сотни элементов одинаковой формы
Фото: Денис Коновалов
Четвертый этап: мастер выкладывает мозаику по чертежу лицом вниз в специальной рамке. После этого ее заливают цементом.
Фото: Денис Коновалов
Готовая мозаика поставляется клиенту в виде панно, которое монтируется в стену или служит поверхностью столика
Left
Right

Мастер-класс по марокканской мозаике

В Марракеше вы можете попробовать себя в роли ремесленника и освоить все этапы изготовления мозаики во время 2-часового мастер-класса.

Приготовьтесь: работа будет пыльной и нелегкой! Чтобы правильно сделать хотя бы один элемент, понадобится немало терпения. Обучение проводит опытный мастер-мааллем.

Теперь вы будете смотреть на мозаичные стены и фонтаны марокканских дворцов глазами специалиста и испытывать еще большее восхищение этим искусством!

Для тех, кто всерьез интересуется мастерством зеллидж, мы организуем более длительные стажировки.
Другие статьи о Марокко
Другие статьи о Марокко

Путеводитель по Марокко
Путеводитель по Марокко