СТАТЬИ

ИСЛАМ В МАРОККО

Суфизм, поклонение святым, вера в магию, запрет на посещение мечетей не-мусульманами.. Что еще нужно знать об исламе в Марокко? Есть ли в Марокко религиозная свобода? Нужно ли носить хиджаб и можно ли купить алкоголь в Марокко?
Содержание:
Государственная религия Марокко - ислам суннитского толка, который исповедуют 99% населения. В оставшийся 1% входят христиане (преимущественно иностранцы), иудеи, другие конфессии и атеисты. Как известно, в суннитском исламе существуют 4 основные школы шариатского права: ханафитский, шафиитский, ханбалитский, маликитский. Именно последняя и является доминирующей в Марокко. Короля Марокко Мухаммеда VI называют прямым потомком Пророка и Предводителем правоверных, таким образом, он совмещает светскую и религиозную власть в одном лице.
Государственная религия Марокко - ислам суннитского толка, который исповедуют 99% населения. В оставшийся 1% входят христиане (преимущественно иностранцы), иудеи, другие конфессии и атеисты. Как известно, в суннитском исламе существуют 4 основные школы шариатского права: ханафитский, шафиитский, ханбалитский, маликитский. Именно последняя и является доминирующей в Марокко. Короля Марокко Мухаммеда VI называют прямым потомком Пророка и Предводителем правоверных, таким образом, он совмещает светскую и религиозную власть в одном лице.

5 столпов ислама

Мусульмане видят свою религию как последнюю и самую совершенную в цепочке трех монотеистических религий, первыми в которой являются иудаизм и христианство. Христиане и иудеи признаются мусульманами как "люди книги", а многие пророки из Ветхого и Нового завета с уважением упоминаются в Коране, священной книге мусульман, под арабскими именами (Авраам=Ибрагим, Моисей=Муса, Иисус=Иса, и т.д.).

Согласно исламскому вероучению, каждый мусульманин должен опираться в своей жизни и поклонении Богу на 5 столпов ислама:

  1. признание единобожия и того что Мухаммад - пророк Аллаха
  2. совершение ежедневной пятикратной молитвы
  3. совершение обязательного пожертвования бедным
  4. соблюдение поста в течение месяца Рамадан (от которого освобождаются дети и старики, больные люди, беременные и кормящие женщины)
  5. совершение паломничества в Мекку хотя бы однажды в жизни (при наличии средств и возможности)

Помимо этого, существует целый список запрещенных, нежелательных и желательных действий, которые должен или не должен совершать мусульманин. Например, мусульманам запрещается пить алкоголь, а женщинам в исламе предписано носить хиджаб. Однако каждый путешественник в Марокко заметит, что далеко не все предписания ислама соблюдаются местными жителями. Марокканское общество не является строго консервативным и религиозным, и жизнь здесь не замирает во время молитвы, как, например, в Саудовской Аравии. При этом как бы легко большинство марокканцев не относилось к своей религии (нарушение ее запретов списывается на "слабость человеческой натуры", а соблюдение всех предписаний оставляется "на старость" или на "после женитьбы"), пост во время Рамадана соблюдают практически все, следуя скорее культурному обычаю, чем религиозному чувству. Раз в год, во время Рамадана, состоятельные мусульмане обязаны отчислять в пользу бедных закят - налог в размере 2,5 % от накопленного богатства. Кроме этого, поощряется раздача добровольной милостыни - садака. В повседневной жизни обычный марокканец раздает мелочь нуждающимся практически не переставая. Принято давать мелкие подаяния и чаевые (вне зависимости от качества сервиса) официантам, парковщикам, водителям такси, консьержам, попрошайкам на улице, домашней прислуге... Обычай раздавать милостыню и помогать ближним является одной из прекрасных черт марокканской и мусульманской культуры в целом.

Где бы вы не находились в Марокко, вы обязательно 5 раз в день будете слышать азан - призыв на молитву, первый из которых раздается еще до восхода солнца. Несмотря на то, что большинство марокканцев молитву совершает только по пятницам или праздникам, можно увидеть немало людей, которые молятся прямо посреди оживленной улицы, забросив все дела. В пятничный полдень жизнь в Марокко практически замирает на несколько часов: после длинной молитвы в мечети люди собираются с семьями, коллегами и друзьями дома, на рабочем месте, в ресторане или прямо на улице, чтобы пообедать традиционным пятничным блюдом - кускус.

Мусульманские праздники в Марокко

В основу мусульманского календаря положен лунный год, поэтому даты мусульманских праздников сдвигаются ежегодно на 10-11 дней. Все мусульманские праздники официально начинаются после захода солнца в день, предшествующий календарной дате праздника.


Во всем мусульманском мире существуют только два основных праздника:


Аид-аль-фитр (араб. "прадник разговения"), называемый также в Марокко аид-ас-сегыр (араб. "маленький праздник") - праздник окончания поста, отмечаемый в первый день после Рамадана. В этот день все марокканцы надевают новые нарядные одежды, идут на праздничную молитву в мечеть, готовят богатое угощение и навещают родственников и друзей. Во время праздника закрываются все государственные и частные учреждения, многие люди берут дополнительные выходные, чтобы воссоединиться со своими семьями в других городах.


Аид-адь-адха (араб. "праздник жертвоприношения"), называемый также в Марокко аид-аль-кебир (араб. "большой праздник") - крупнейший мусульманский праздник во всем мире, который отмечается в 10-й день месяца зуль-хиджа (приблизительно через 2 месяца и 1 неделю после окончания Рамадана). В этот месяц мусульмане традиционно совершают хадж - паломничество в Мекку, кульминацией которого является церемония жертвоприношения. Важность этого праздника для мусульман можно сравнить с Рождеством или Пасхой для христиан. Это время единения с семьей, во время которого отдают дань вековым традициям. Во время этого праздника жизнь в стране практически останавливается. Закрываются на несколько дней все учреждения. Многие лавки и кафе закрываются на целую неделю, потому что их владельцы уезжают навестить свои семьи в других городах. Религиозное значение праздника заключается в поминании жертвы, принесенной Господу пророком Ибрагимом (библейским Авраамом), который положил на алтарь и готов был заклать собственного сына в доказательство своей преданности и любви к Богу. Согласно предписаниям ислама, каждая мусульманская семья, обладающая достаточными средствами, должна в этот праздник принести в жертву барашка, теленка или верблюда. Мясо принесенного в жертву животного делится на 3 части: одну часть семья оставляет себе, вторую раздает родственникам, третью - бедным людям. Именно в этом акте единения и дарения состоит морально-этическое значение праздника.


Подготовка к празднику напоминает подготовку к Рождеству в христианских странах, только роль елки - обязательного атрибута праздника - играет барашек. За 1-2 недели до начала праздника повсюду в городе открываются "бараньи базары". Отовсюду доносится блеянье и специфический запах. Несмотря на то, что заклание барашка можно целиком доверить мяснику на бойне, марокканцы, в целях соблюдения чистоты обряда и традиций, предпочитают закалывать барашка собственными руками и в собственном доме, будь он в деревне или в большом городе. В городских условиях купленных барашков затаскивают на балконы или на общественные крыши домов, где им оборудуют импровизированные загоны с навесом, сеном и водой. Транспортировка барашка с рынка в квартиру требует особой смекалки и находчивости. Связанных животных сажают в машины, телеги и даже привязывают к своей спине и перевозят на мотоцикле. Стоимость барашка в период праздника возрастает до небес, а его покупка является серьезным ударом по семейному бюджету. "Купил ли ты барашка и почем?" является основной темой любого разговора марокканцев в этот период. Стоимость одного животного составляет около 200-300 Евро, что для многих является месячным бюджетом на существование.


В канун праздника на улице царит довольно зловещая для иностранца атмосфера. В старом городе можно увидеть, как мясники затачивают свои огромные ножи на вращающемся каменном круге и продают крюки для подвешивания туш. Повсюду раздается жалобное блеяние чувствующих скорую смерть баранов.


Для многих туристов оказаться в Марокко в эти дни - это значит испытать настоящий культурный шок. В день праздника марокканцы с утра пораньше отправляются в мечеть на праздничную молитву, а по возвращении домой приступают к процедуре жертвоприношения. Ритуал совершает мужчина-глава семьи (как правило, отец или старший из сыновей). В соответствии с мусульманскими правилами умерщвления животных, предназначенных в пищу, барашка связывают и перерезают ему горло острым ножом, предварительно произнеся трехкратное "Бисмилля" ("во имя Господа"). Для разделки туши часто приглашают профессионального мясника, поскольку не все обладают необходимыми навыками для выполнения этой непростой задачи. Голову и шкуру животного, как правило, выбрасывают, а все остальное (включая почки, печень, желудок, мозг и яйца) съедают без остатка!


В день жертвоприношения улицы городов абсолютно пустынны, закрыты все магазины, кафе и рестораны. Можно только увидеть телеги, собирающие выброшенные бараньи шкуры и головы. Прогуливаться по городу в это время небезопасно, потому что можно легко стать жертвой уличного грабежа.


Примерно к полудню повсюду начинают разноситься в воздухе аппетитные ароматы. Поскольку мясо только что заколотого животного должно отвисеться как минимум сутки, чтобы из него вытекла вся кровь, традиционным блюдом первого дня большого аида являются шашлычки из печени и других внутренностей (печень в Марокко является деликатесом и стоит гораздо дороже мяса). С улицы и из домов буквально в считанные часы исчезают следы кровавой бойни, которая уступает место атмосфере всеобщего праздника и пира. Не удивляйтесь, если какой-нибудь марокканец, с которым вы случайно познакомились накануне (лавочник, водитель такси, официант...) пригласит вас к себе в дом в этот день, чтобы с гордостью продемонстрировать свои традиции и гостеприимство. От такого приглашения нельзя отказываться!


Последующие 1-2 дня праздника - время нанесения визитов родственникам, друзьям и знакомым. Туристы, не являющиеся участниками этого всеобщего веселья, могут чувствовать себя в это время в изоляции.


Помимо этих основных двух мусульманских праздников в Марокко еще отмечаются Аид-аль-Мулюд и Ашура.


Аид-аль-мулюд - день рождения Пророка - также является государственным праздником и выходным днем в Марокко и отмечается примерно через 3 месяца после большого аида. В этот день ничего особенного не происходит, кроме праздничной молитвы в мечети.


Ашура - праздник, отмечаемый в 10-й день месяца мухаррам по мусульманскому календарю, знаменует собой день, в который был убит Али, зять пророка Мухаммеда. Этот праздник (или скорее день траура) широко отмечается в шиитских странах, в Марокко же он не является официальным выходным днем и отмечается в народе как день детей, которые получают подарки и фотографируются в импровизированных ателье в красивых национальных одеждах.


Ключевые события в жизни марокканцев также отмечаются в соответствии с мусульманскими обрядами: рождение, обрезание у мальчиков, помолвка и свадьба, похороны. Интересно, что действующий семейный кодекс Марокко сочетает в себе шариатские принципы с "западными". Так, например, многоженство разрешено, но только с разрешения первой жены и наличия серьезных причин, которые делают его практически невозможным.

Мечети в Марокко

Мечеть - культовое сооружение мусульман - всегда являлась центром не только религиозной, но и социальной жизни. Вокруг мечети сосредоточена жизнь каждого жилого квартала: магазины, рынки, кафе, хаммамы. Сама мечеть является помимо этого еще и школой и центром благотворительности.


Мечети в Марокко имеют свои особенности. С архитектурной точки зрения, марокканским (или североафриканским в целом) мечетям свойственно иметь только один минарет, причем он всегда прямоугольной формы, в то время как в других странах исламского мира встречаются мечети с двумя, четырьмя и шестью минаретами (в Большой мечети Мекки семь минаретов!), которые могут иметь разную форму и декор. В Марокко минареты декорируются резьбой и арками, а верх минарета венчают зубцы. Для архитектуры всех мечетей свойственно наличие михраба (богато украшенной полукруглой ниши) в передней стене, который указывает молящимся направление на Мекку. Для женщин в мечети оборудуется отдельный зал на втором этаже или часть зала на первом, отделенная перегородкой. В исламе женщинам рекомендуется совершать молитву дома, в то время как для мужчин посещение мечети является обязательным, поэтому зал для женщин всегда меньше по размеру, чем мужской. Поскольку в исламе запрещено изображение живых существ, мечети декорируются каллиграфическими надписями из Корана, хитроумными узорами-арабесками и цветочными мотивами. Во всех крупных мечетях Марокко, предназначенных для совершения пятничных и праздничных молитв, имеется прямоугольный внутренний дворик с фонтаном для омовения посередине.


В Марокко не-мусульманам запрещено входить в мечети. Этот запрет был введен маршалом Лиоте во времена французского протектората для разграничения мусульман и немусульман и так и действует по сей день. Однако в исламе никогда не существовало категоричного запрета на посещение мечети немусульманами. Предания свидетельствуют о том, что сам Пророк позволял немусульманам входить в мечеть, чтобы привлечь их к своей вере. Сегодня большинство мусульманских ученых (кроме господствующей в Марокко маликитской школы) сходятся в том, что немусульманам можно посещать мечеть с позволения мусульман и при условии соблюдения ими уважительного отношения к месту поклонения. Интересно, что в одну мечеть страны - Мечеть Хасана Второго в Касабланке вход не-мусульманам все-таки разрешен, но только за деньги и в сопровождении экскурсовода.

Суфизм и народный ислам в Марокко

Марабут Сиди Абдеррахман в Касабланке
Марабут в Марокко
Марабут в Шелле в Рабате

Практически на каждой территории, куда пришел ислам, он приобрел местные черты, смешиваясь с традиционными верованиями и обычаями. В Марокко такими чертами являются:


  • суфизм;
  • марабутизм - культ святых;
  • распространенность суеверий и магических ритуалов.

Суфизм - мистическое учение в исламе о приближении к Богу и слиянии с ним через аскетические практики, медитации и интуитивные озарения. Суфиями (от арабского «суф» - власяница, то есть одежда из грубой шерсти, которую надели первые последователи учения), называют аскетов, объединенных в небольшие секты-тарики, соблюдающие каноны ислама строже других. "Официальный" ислам отвергает некоторые из суфийских практик, такие как аскетизм, самоизоляция от общества, самоистязание. Суфии пришли в Марокко с Востока в XV в, проповедуя умеренный ислам необразованным крестьянам и фермерам. После смерти суфийских лидеров возводили в ранг святых-марабутов, сооружая для них гробницы-кубба. Они имеют кубическую форму с куполобразной крышей и могут располагаться как в сердце старого города, так и в сельской местности. Таких мавзолеев святых в стране насчитывается сотни.


Марабутизм, или поклонение святым - распространенная практика в Марокко и в наши дни. Несмотря на то что это не поощряется традиционным исламом, марокканцы совершают паломничество к мавзолеям святых, чтобы просить у них покровительства и исцеления. Вокруг мавзолеев ежегодно устраиваются муссемы - фестивали в их честь, с разнообразными и порою весьма экзотическими обрядами.


Сегодня суфийские братства (зауиа) существуют по всей стране и пользуются поддержкой государства, которое финансирует их церемонии. Ежегодно в стране проходят фестивали суфийской музыки.


В Марокко чрезвычайно сильна вера в черную и белую магию и сглаз. Многие проблемы в жизни списываются на действия джиннов - духовных существ, живущих в параллельном человеческому мире (согласно Корану). Именно поэтому посещение целителей и колдунов, проведение ритуалов по изгнанию или задабриванию джиннов, наложение или снятие порчи являются неотъемлемой частью жизни марокканцев. Для обслуживания этой индустрии черной и белой магии возникла целая отрасль по снабжению ее магическими ингредиентами. Некоторые из них (травы и коренья, шкурки и зубы диких животных) можно увидеть на обычном базаре, а некоторые экзотические ингредиенты (например, мозг гиены или руку мертвеца), можно найти только на черном рынке и за бешеные деньги!

Ислам и другие религии в Марокко

Собор Сакре Кер в Касабланке
Синагога в Марракеше
Собор Святого Петра в Рабате

Ислам был занесен в Марокко арабской омейядской династией из Дамаска в 7-м в., однако христианство на его территории существовало еще раньше, во времена римского господства. Евреи также проживали на территории Марокко на протяжении 2000 лет. После реконкисты Испании Марокко была одной из немногих стран, которая приняла бежавших евреев-сефардов. Они играли важную роль в экономике и торговле страны и пользовались защитой государства. На протяжении всей истории христиане и иудеи могли свободно исповедовать свою религию и строить церкви и синагоги в Марокко. Однако ислам всегда занимал по сравнению с ними доминирующую позицию и обладал особыми правами.


В Марокко препятствие в отправлении мусульманского культа и попытка отвратить мусульманина от его веры или обратить его в другую религию преследуются по Уголовному кодексу и наказываются лишением свободы и штрафами. В марте 2009 года Королевство Марокко разорвало дипломатические отношения с Ираном по причине его попыток распространить шиизм в королевстве. В течение 2010 года из Марокко в ходе борьбы с прозелитизмом были высланы многие иностранцы, в большинстве своём евангельские христиане.


Сегодня во всех крупных городах Марокко, где когда-то проживало или проживает большое количество иностранцев (Танжер, Рабат, Касабланка, Марракеш...) можно увидеть действующие христианские церкви. Одно из красивейших христианских сооружений в Марокко - огромный белоснежный собор Сакре-Кер в Касабланке - сегодня превращен в музей и выставочный центр, а с его крыши можно насладиться прекрасной панорамой города. В Рабате имеется действующая Русская православная церковь, построенная русскими эмигрантами в 20-м веке (среди них, например, были потомки писателя Льва Толстого).


Присутствуют в каждом крупном городе Марокко и синагоги. Когда-то в медине каждого города существовали еврейские кварталы (мелла), однако после массовой эмиграции евреев из Марокко в 20-м веке сколько-нибудь значительная еврейская община сохранилась сегодня только в Касабланке.

Противоречия ислама в Марокко

В Марокко, считающейся одной из самых "открытых" стран арабо-мусульманского мира, особенно сильно чувствуются противоречия между предписаниями ислама и влиянием западной культуры и образа жизни. Закон страны частично основан на шариате, и частично отражает западные ценности свободы и равенства граждан. Об этих противоречиях свидетельствуют широко освещаемые прессой скандалы.


Так, например, ислам предписывает женщинам ношение хиджаба: одежды, скрывающей все тело, кроме лица и кистей рук. Однако по марокканскому закону хиджаб не является обязательным и женщина имеет право сама выбирать свой стиль одежды. В действительности лишь около половины марокканок поддерживают ношение хиджаба, при этом он вовсе не является показателем религиозности женщины (причиной его ношения может быть как сознательное решение женщины, стремящейся к соблюдению ислама, так и принятый в семье обычай или стремление избежать излишнего мужского внимания на улице). Интересно, что в Марокко работодатели нередко отказываются принимать на работу женщин, носящих хиджаб. Их могут не пустить на частный пляж или в бассейн отеля.


То и дело в стране возникают движения, выступающие за отмену обязательного соблюдения религиозных правил и бросающие открытый вызов консервативным слоям населения. Одно из них - движение против запрета публично принимать пищу во время Рамадана. В Марокко практически все рестораны в этот месяц закрыты, за исключением тех, что обслуживают иностранцев, и некоторых фастфудов. Последние нередко требуют у марокканцев предъявить паспорт и отказывают им в обслуживании. В ответ на это участники движения протеста организовали акцию с публичным употреблением пищи во время Рамадана, вызвавшую большой общественный резонанс. Несмотря на это, подавляющее большинство марокканцев соблюдает Рамадан, который для многих является не столько религиозным актом, сколько традицией единения семьи и праздником. Во время Рамадана в большинстве офисов сокращается рабочий день, резко снижается производительность труда, полностью меняется распорядок дня. Самой большой проблемой для многих является даже не голод или жажда, а недосып, поскольку с наступлением ночи в городе начинается настоящий праздник: люди приглашают друг друга в гости на фтур (первый прием пищи после поста), поздно ужинают (нередко в час ночи), посещают ярмарки и ежедневные уличные гуляния с концертами. Многие не ложатся спать до 4-5 утра, когда начинается новый день поста.


Марокканские законы запрещают публичные проявления физической близости между мужчиной и женщиной. Запрещено также мужчине и женщине (если оба или один из них марокканец), не состоящим в браке или близких родственных отношениях, останавливаться в одном номере отеля или проживать в одной квартире. В 2013 г. в прессе широко прогремел скандал, связанный с тем что пара подростков из Надора разместила фотографию своего поцелуя в Интернете. Девушка и парень, а так же их друг, разместивший это фото в Интернете, были арестованы и посажены в тюрьму по обвинению в непристойном поведении. В их поддержку была организована массовая акция протеста с публичным поцелуем прямо перед Парламентом страны, и в конечном итоге подростки были отпущены.


Ислам категорически запрещает мусульманам потреблять, покупать или продавать алкоголь, поэтому в некоторых арабских странах (Саудовская Аравия, Иран) действует 100-процентный сухой закон. В Марокко же ситуация с алкоголем очень неоднозначна. Официально алкоголь в стране продается исключительно для иностранцев, однако, согласно статистике, супермаркеты, бары и дискотеки страны 99 % своей прибыли получают от марокканцев. Продажа алкоголя, облагаемая высокими внутренними пошлинами, приносит огромную прибыль стране (стоимость алкогольного напитка в ночных заведениях составляет 5-10 Евро). Марокко не только продает импортированный алкоголь, но и производит свой собственный (вино, пиво). На сегодняшний день Марокко является крупнейшим производителем алкоголя среди мусульманских стран, и это производство постоянно растет. Бары и рестораны, подающие алкоголь, легко распознать по затемненным или зашторенным окнам, подавать алкоголь на открытой террасе ресторана запрещено. Во время Рамадана и религиозных праздников продажа алкоголя либо полностью прекращается, либо осуществляется только иностранцам.


Несмотря на все противоречия, подавляющее большинство марокканцев с любовью и гордостью относится к своей религии и с удовольствием рассказывает о ней гостям-иностранцам.

Другие статьи о Марокко
Другие статьи о Марокко

Путеводитель по Марокко
Путеводитель по Марокко